Методическая работа
Принципы методической работы:
Методическая работа школы строится на принципах открытости, партнерства, продуктивности.
Принцип открытости заключается:
- в сетевом взаимодействии по вертикали РМО, районного информационно-методического центра, отдела образования Администрации Магдагачинского района, социальных партнеров;
- в свободном доступе к разноуровневым образовательным ресурсам Интернета.
Принцип партнерства означает взаимодействие с местными органами управления, Управляющим советом, советом старшеклассников и др. общественными организациями и учреждениями, для организации внешней независимой экспертизы результатов работы педагогов ОУ.
Принцип продуктивности предполагает:
- единое образовательное пространство, которое мотивирует педагога повышать профессиональный уровень;
- востребованный образовательный результат;
- высокое качество обученности учащихся.
Цели:
- создание условий для развития педагогического потенциала и повышения уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива для успешной реализации ФГОС нового поколения, для повышения качества образования, социального партнёрства школы и семьи, для развития творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, способствующих самоопределению и самореализации обучающихся.
- обновление педагогической системы педагога на основе выделения сущности его опыта в области формирования ключевых компетенций;
- повышение качества образования и успешности учащихся через активное использование ресурса компетентностного обучения.
Важная роль для достижения метапредметных результатов отводится формированию УУД – универсальных учебных действий. Овладение ими в конечном итоге ведет к формированию способности успешно осваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний в рамках программ различных учебных дисциплин.
Образовательное пространство урока дает возможность развивать у учащихся метапредметные умения для достижения метапредметных результатов. Специфика предмета биологии заключается в большом количестве терминологии, используемой при изучении предмета, практически на каждом занятии. Чтобы понять и усвоить новый термин, то есть научиться использовать его, необходимо уметь анализировать текст, в котором он используется. При выделении существенных признаков биологических объектов и процессов, их классификации на основе принадлежности к определенным систематическим группам, формируются универсальные учебные действия, необходимые для анализа объектов и выявления отношений между понятийными категориями. Я предлагаю систему заданий, которые направлены на формирование УУД при изучении биологии и достижение планируемых результатов, определенных образовательным стандартом. Приведу примеры некоторых методов обработки учебной информации, способствующие формированию метапредметных умений, используемых на моих уроках:
1. «Пирамида понятий»
Изучаемое понятие записывается посередине листа, над ним располагаются понятия, которые «поглощают» центральный термин, под ним – понятия, входящие в его состав. Получается пирамида с узкой вершиной и широким основанием. Упражнение помогает выявить взаимосвязи между терминами, включенными в пирамиду, и требует от учащихся понимания всех используемых понятий. Такой прием используется при изучении тем, понимание которых, связано с большим количеством новых терминов. Например, темы «Нуклеиновые кислоты», «Белки», «Биосинтез белка», «Метаболизм в клетке» невозможно понять, если ученик не знает понятий
2. «Понятийно-терминологическая карта»
Представляет список терминов, которые можно использовать для составления разных текстов – рассказ о каком-либо организме, процессе жизнедеятельности и т.д. Или, используя текст параграфа, составить понятийно-терминологическую карту. Техника удобна при работе в группах: одна группа работает только с терминами (составляет рассказ); другая – использует материал определений; третья – приводит примеры. В итоге весь материал прорабатывается разными путями.
Для выявления взаимосвязи между особенностями строения и функциями биологических объектов необходимо умение определять причинно-следственные связи. Как показывает многолетняя практика, ученики средних классов путаются в определении причини и следствий биологических явлений и процессов, поэтому, начиная с 6 класса на уроках биологии, я предлагаю тренировочные задания, направленные на развитие умения определять причинно-следственные связи:
· Впишите вместо точек слова «поэтому» или «потому что»;
· Закончите предложения;
· Составьте логическую цепь из представленных процессов;
· Закончите заполнение таблицы, вписав понятия;
· Задание на определение отношений между понятиями;
· Задания на определение общих и отличительных признаков объектов и явлений.
Метод моделирования позволяет осуществить требуемый стандартом деятельностный подход к обучению. Из существующих способов классификации моделей чаще всего используется классификация по способу представления, когда все модели разбиваются на два класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметное моделирование используется при знакомстве с понятиями: «клетка», «фитопланктон» и «зоопланктон». Это микроскопические объекты, поэтому их увеличенные модели наглядно покажут все разнообразие невидимой флоры и фауны водоемов. Ребята с удовольствием изготавливают такие модели из разных материалов. Такой вид деятельности используется на уроках с учениками младших классов. Информационные модели – объекты и процессы в образной или знаковой форме. Их можно использовать как опору для изложения соответствующего учебного материала в виде граф-логических схем при изучении, например, таких тем, как «Метаболизм в клетке»; «Онтогенез»; «Экология» и т.д. Задания с изготовлением информационных моделей используются на уроках в старших классах. Во время моделирования у ребят развиваются регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия. Собственноручное создание модели или использование модели одноклассника повышает мотивацию к изучению и успешному усвоению темы.
Использование перечисленных выше методов позволяет развивать такие метапредметные УУД, как способность использовать ИКТ, коммуникативные умения, способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение раскрывать содержание своей работы – грамотно и обоснованно, в соответствии с рассматриваемой проблемой, задачей, темой.
Система заданий, направленных на формирование метапредметных результатов у обучающихся
Сборник метапредметных заданий ч 1 (PDF, 0.75 Мб.)
09 июня был проведён методический семинар на базе МОБУ Магдагачинской СОШ N⁰ 2 имени М.Т. Курбатова "Использование современных педагогических технологий с целью повышения качества образования"
Проведение методических объединений зам. директора по воспитательной работе, педагогов-организаторов
Методическое объединение
На основании дорожной карты по реализации проекта «500+» на территории Магдагачинского района 26 октября 2021 года был проведён единый методический день «Школа позитивных изменений» по теме: «Использование современных педагогических технологий с целью повышения качества образования»
Приказ от 20.10.2021 №190 Опроведении единого методического дня (PDF, 0.19 Мб.)
С целью выявления, популяризации и распространения инновационного опыта управленческой, образовательной, социокультурной и программно-методической деятельности, направленной на реализацию приоритетных задач национального проекта «Образование» региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда" было проведено образовательное событие «Современные технологии – развитие функциональной грамотности педагогов и обучающихся в условиях реализации национального проекта «Образование» региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда».
Приказ от 21.04.2021 №73 о проведении образовательного события (PDF, 0.2 Мб.)